ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕНЕНИЙ ЛАТЕНТНЫХ ПЕРИОДОВ СЕНСОМОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ 13-16 ЛЕТ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ НАПРАВЛЕННОСТИ ИХ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

Авторы Хорошуха Михаил Федорович
horoshuha@gmail.com
Национальный педагогический университет
ул. Пирогова, 9, г. Киев, 01601, Украина

Аннотация Рассмотрены особенности специфического воздействия тренировочных нагрузок различной направленности на организм юных спортсменов. В эксперименте принимали участие 263 юных спортсменов, занимающихся разными видами спорта (группа А- скоростно-силовые виды спорта, группа Б- виды спорта на выносливость) и 62 учащихся общеобразовательных школ, не занимающихся спортом в возрасте 13-16 лет. Описана методика проведения психофизиологических исследований. Даётся сравнительный анализ изменений показателей психофизиологических реакций обследуемых за данными исследований 80-х и 2000-х годов. Установлено, что специфика тренировочного процесса отражается на характере изменений латентных периодов простых и сложных сенсомоторных реакций, которые у большинстве случаев есть генетически обусловленными. Обоснована важность изменений этих показателей в практике физического воспитания.
Ключевые слова нервная; система; исследования; спортсмены; учащиеся; подростковый; возраст;
Ссылки Багінська О.В. Значення окремих індивідуально-типологічних особливостей нервової системи гімнасток-художниць різного віку для тренувальної та змагальної діяльності, Вісник Чернігівського державного педагогічного університету імені Т.Г. Шевченка, 2007, № 44, С. 127-130.

Булич Э.Г., Муравов И.В. Здоровье человека: Биологическая основа жизнедеятельности и двигательная активность в её стимуляции, К.: Олимпийская литература, 2003, 424 с.

Волков Л.В. Теория спортивного отбора: способности, одаренность, талант, К.: Вежа, 1997, 128 с.

Давидова О.М. Вікова динаміка формування часових характеристик різник за складністю рухових реакцій та їх зв'язок з функціональною рухливістю основних нервових процесів, Актуальні проблеми фізіології, 1996, Вип.1, С. 18-23.

Дембо А.Г. Актуальные проблемы современной спортивной медицины, М.: Физкультура и спорт, 1980, 295 с.

Ильин Е.П. Психология воли, СПб.: Питер, 2000, 288 с.

Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология, СПб.: Питер, 2001, 464 с.

Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий, СПб: Питер, 2004, 701 с.

Казаков В.Н., Лях Ю.Е., Середенко Л.П. Использование психофизиологических показателей в оценке функционального состояния и физической подготовленности студентов с помощью экспресс-методов в процессе учебных занятий, Научные проблемы физического развития студентов и повышение их работоспособности, 1984, С. 37.

Касаткин Н.А., Сотников А.Д. Оценка работоспособности студентов на основании показателей ряда психофизиологических реакцій, Научные проблемы физического развития студентов и повышение их работоспособности, 1984, С. 40-41.

Коробейніков Г.В., Дуднік О.К. Діагностика психоемоційних станів у спортсменів, Спортивна медицина, 2006, № 1, С. 33-36.

Коробейніков Г.В., Дуднік О.К. Комплексна діагностика функціональних станів борців високої кваліфікації, Спортивна медицина, 2006, № 2, С. 65-68.

Макаренко Н., Лизогуб В., Безкопыльный А. Формирование свойств нейродинамических функций у спортсменов, Наука в олимпийском спорте, 2005, №2, С. 80-85.

Мацейко І.І. Вікова динаміка латентних періодів сенсомоторних реакцій у дітей середнього шкільного віку, Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту, 2006, № 9, С. 102-106.

Муравов И.В. Двигательная активность в регуляции функций организма при старении, Двигательная активность и старение, 1969, С. 9-49.

Макаренко Н.В., Пухов В.А., Кольченко Н.В. Основы профессионального психофизиологического отбора, Киев: Наук. думка, 1987, 244 с.

Партас И.Г., Партас В.О. Анализ личностных качеств спортсменов, занимающихся разными видами спорта, Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту, 2005, № 10, С. 227-230.

Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практическое приложение, К.: Олимпийская литература, 2004, 808 с.

Сирис П.З., Гайдарская П.М., Рачев К.И. Отбор и прогнозирование способностей в легкой атлетике, М.: Физкультура и спорт, 1983, 103 с.

Уилмор Дж.Х. Костилл Д.Л. Физиология спорта и двигательной активности, К.: Олимпийская литература, 1997, 502 с.

Харченко Д.М. Розвиток нейродинамічних показників та психомоторних властивостей у студентів у віці від 17 до 21 року, Актуальні проблеми фізіології, 1996, Вип. 1, С. 86-91.

Хорошуха М.Ф. Особенности изменений физической работоспособности и её кардиореспираторного обеспечения у юных спортсменов под влиянием тренировочных нагрузок различной направлености: автореф. дисс. на соискание учен. степени канд. мед. наук, М., 1989, 24 с.

Хорошуха М.Ф. Про інформативність деяких психофізіологічних показників у проведенні комплексного відбору юних спортсменів, які спеціалізуються в циклічних видах спорту, Теорія і методика фіз. виховання і спорту, 2005, № 1, С. 59-64.

первая страница 103
последняя страница 109
номер 8
год 2012
Название журнала Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта
статья PDF, полный текст
журнал HTML, содержание номера