ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФЕНОМЕН РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Авторы Иваний Игорь Владимирович
navch@sspu.sumy.ua
Сумский государственный педагогический университет
ул. Роменская, 87, Сумы, 40002, Украина
http://orcid.org/0000-0002-6578-1480

Аннотация Цель: обосновать феномен формирования физической культуры личности с точки зрения теоретико-методологических подходов к развитию социокультурной компетентности будущего учителя. Материал: проанализировано 22 литературных источника по проблеме формирования физической культуры личности. Использован культурологический, аксиологический и компетентностный подход. Результаты: определено понятие социокультурной компетентности учителя физического воспитания. Компетентность рассмотрена как интегративное новообразование мотивационно-деятельностной сферы личности. Оно определяет направленность деятельности специалиста на формирование духовных ценностей и является основой его дальнейшего саморазвития. Раскрыто структуру социокультурной компетентности учителя в единстве компонентов: когнитивного, мотивационно-ценностного, поведенческого. По каждому компоненту определена система духовных ценностей. Система охватывает социально-психологические, психические и культурные ценности физической культуры. Выводы : социокультурная компетентность учителя физического воспитания содержательно и функционально связана с ценностями физической культуры личности. Духовное, ценностное становление личности учителя - это основа для функционирования всех компонентов социокультурной компетентности. Эта компетентность обеспечивает социокультурное развитие личности.
Ключевые слова физическая; культура; компетентность; учитель; образование;
Ссылки Артамонова Е.И. Философско-педагогические основы формирования духовной культуры учителя / Е.И. Артамонова. – М.:ВЛАДОС. – 2005 – 301 с.

Бех І.Д. Виховання особистості: навч.-метод. видання / І.Д. Бех. – К.: Либідь. – 2003. – 276 с.

Виленский М.Я. Качество образования по физической культуре в высшей школе в инновационных проявлениях / М.Я. Виленский / Сборник науч. трудов РАЕН, Международный фонд «Знамя Победы». – Москва-Смоленск: Смядынь. – 2008. – №4.– С.62-78.

Востриков В.А. Структурно-содержательная характеристика физкультурного образования в аспекте становления личности / В.А. Востриков // Теория и практика физической культуры. – 2012. – №2. – С.32-35.

Вучева В.В. Аспекты гуманизации образования по физической культуре студентов / В.В. Вучева // Теория и практика физической культуры. – 2007. – №7. – С.24-29.

Галус О.М. Мотиваційна діяльність особистості в контексті її соціальної адаптації / О.М. Галус // Гуманітарні науки. – 2002. – №2. – С.82-89.

Життєва компетентність особистості: наук. метод. посіб. / за ред. Л.В. Сохань, І.Г. Єрмакова та ін. – К.: Богдана. – 2003. – 520 с.

Іваній І. Компетентнісний підхід до професійної підготовки вчителя фізичної культури / Ігор Іваній // Фізичне виховання, спорт і культура здоров’я в сучасному суспільстві: зб. наук. пр. Східноєвропейського Нац. університету ім. Лесі Українки. – Луцьк. – 2013. – №21. – С.43-48.

Іваній І.В. Характеристика сутності здоров’язберігаючої компетентності вчителя фізичної культури // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. – 2013. – №3 – С.18-22.doi:10.6084/m9.figshare.644933.

Ильин Е.П. Эмоции и чувства (Серия «Мастера психологии»). – СПб: Питер. – 2001. – 752 с.

Коровин С.С. Теоретико-методологические концепции профессиональной физической культуры / C.С. Коровин // Теория и практика физической культуры. – 2012. – №2. – С.23-27.

Ларина Е.М. Формирования физической культуры личности студентов в условии модернизации образования: монография / Е.М. Ларина. – Саратов: ООО изд.-во «Научная книга». – 2007. – 276 с.

Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта в пути его освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 1997. – №5. – С.10-14.

Матвеев Л.П. Интегративная тенденция в современном физкультуроведении / Л.П. Матвеев // Теория и практика физической культуры. – 2003. – №5. – С.5-8.

Николаев Ю.М. О смене парадигм теоретического знания в сфере физической культуры / Ю.М. Николаев // Теория и практика физической культуры. – 2007. – №10. – С.55-64.

Смит Н. Современные системы психологии / Н. Смит – СПб.: Прайм-Еврознак. – 2003. – 330 с.

Физическая культура: ученик / коллектив авторов, под ред. М.Я. Виленского. – М.: КНОРУС. – 2012. – 424 с.

Kohlberg L. Moral stages and moralization / L. Kohlberg // Moral development and behavior. – Holt, Rinehart and Watsons. – N.Y. – 1977. – pp. 31-53.

Laporte W. Physical Education in the European Union in a harmonisation process in EUPEA. – New letter. – 1999. – vol.4. – pp. 47-51.

McLean K.N. What motivates the motivators? An examination of sports coaches / K.N. McLean, C.I. Mallet // Physical Education and Sport Pedagogy. – 2011. – vol.17(1). – pp. 21-35. doi: 10.1080/174089.2010.535201.

Grum B.I. Convention thought and practice in physical education problems of teaching and implications of change. Quest. – 1998. – vol.45. – pp. 17-23.

Voinar I. Problems and Tendencies of professionals Education in Physical Culture area // Physical Education and Sport Pedagogy. – 2011. – vol.17(1). – pp. 44-50. doi: 10.1080/17398872.2010.544902.

страницы 13-17
номер 4
год 2014
doi: 10.6084/m9.figshare.950950
Название журнала Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта
статья PDF, полный текст
журнал HTML, содержание номера
Библиография Иваний И.В.,  Физическая культура как феномен развития социокультурной компетентности будущего учителя физического воспитания // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2014. - № 4. - С. 13-17. doi:10.6084/m9.figshare.950950
License Это статья Открытого Доступа распространяется под терминами Creative Commons Attribution License , которая разрешает неограниченное использование, распространение и копирование любыми средствами, обеспечивающими должное цитирование этой оригинальной статьи.