ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТАТУСА НА УРОВЕНЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - ИСЧЕЗНОВЕНИЕ РАЗЛИЧИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКИ СЛАБО РАЗВИТЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

Авторы Подставки Роберт
podstawskirobert@gmail.com
Университет Вармии и Мазур в Ольштыне
Правоченскиего 7, 10-720, Ольштын, Польша
http://orcid.org/0000-0002-1492-252X

Борыславски Кристоф
k.boryslawski_xl@wp.pl
Вроцлавский университет экологии и естественных наук
ул. Кожушовска, 6, 51-631 Вроцлав, Польша
http://orcid.org/0000-0002-6290-1192

Каймович Бартош
kajmowiczb@gmail.com
Вроцлавский университет экологии и естественных наук
ул. Кожушовска, 6, 51-631 Вроцлав, Польша
http://orcid.org/0000-0002-4271-5018

Аннотация Цель : выявить различия в уровне двигательных способностей у девочек и мальчиков 7-9 лет в зависимости от социально-экономического статуса их родителей. Материал и методы : исследование проведено в 12 основных школах северо-восточной Польши (воеводство Вармиско-Мазурске и Поморске). Всего охвачено 1205 учеников (548 мальчиков и 621 девочка) в возрасте 7-9 лет. В группе экономических факторов принято во внимание: тип школы (общественная или частная), месячный доход на 1 человека в семье и количество детей в семье. В качестве переменной, связанной с общественным статусом использовано: место жительства и образование родителей. С целью определения уровня двигательных способностей обследуемых использовано 13 двигательных тестов. Результаты : исследованием установлено, что в таких тестах, как 1 и 3 минутный тест Burpee и бросок медицинского мяча (вперед и назад) были наиболее зависимы от экономического статуса. Полученные по вышеуказанным тестам и также в челночном беге 4х10 м. результаты были существенно выше у девочек и семей с высоким социальным статусом и у мальчиков из семей с низким социальным статусом. Социальный статус в большей степени отличался от экономического уровнем двигательных способностей детей, особенно у девочек из семей с высоким социальным статусом, которые отличались от мальчиков. Исключение составили результаты теста с рукоплесканием – 8 секунд, который различался у анализированной категории особенно у девочек и только в зависимости от экономического статуса. Выводы : исходя из небольшого числа различий, полученных у мальчиков и девочек в зависимости от социального и экономического статуса, можно утверждать, что в экономически слабо развитых территориях аграрно-туристического характера, проявляется явление стирания различий в уровне двигательных способностей детей в зависимости от социально-экономического статуса.
Ключевые слова дети; двигательные способности; статус; социальный; экономический;
Ссылки Brage S., Wedderkopp N., Ekelund U., Franks P.W., Wareham N.J., Andersen L.B., Froberg K. Features of the Metabolic Syndrome are Associated with Objectively Measured Physical Activity and Fitness in Danish Children. Diabetes Care, 2004, vol.27(9), pp. 2141-2148.

Monyeki M.A., Kemper H.C.G. Is there Positive Relationship between Physical fitness and Physical Activity in children? – A Brief Review. Journal of Exercise Science and Physiotherapy, 2007, vol.3(1), pp. 12-16.

Bassuk S.S., Manson J.E. Epidemiological evidence for the role of physical activity in reducing risk of type 2 diabetes and cardiovascular disease. Journal of Applied Physiology, 2005, vol.99, pp. 1193-1204.

Podstawski R., Borysławski K. Relationships between selected anthropometric features and motor abilities of children aged 7- 9. Clinical Kinesiology, 2012, vol.66(4), pp. 82-90.

Sallis J.F., Bauman A., Pratt, M. Environmental and policy interventions to promote physical activity. American Journal of Preventive Medicine, 1998, vol.15, pp. 379-397.

Powell L.M., Slater S., Chaloupka F.J., Harper D. Availability of Physical Activity – Related Facilities and Neighborhood Demographic and Socioeconomic Characteristics A National Study. American Journal of Public Health, 2006, vol.96(9), pp. 1676-1680.

Crespo C.J., Smit E., Anderson R.E., Carter-Pokras O., Ainsworth B.E. Race/ethnicity, social class and their relationship to physical activity during leisure time results from the Third National Health and Nutrition Examination Survey, 1988-1994. American Journal of Preventive Medicine, 2000, vol.18, pp. 46-53.

Wolański N., Chung S., Czarzasta T., Dickinson F., Harada S., Liocheva V., Seiwa H., Tomonari K., Tsushima S. Family characteristics and offspring growth in various countries. Frequency of various family types in Bulgaria, Japan, Korea, Mexico and Poland. Stud Hum Ecol, 1994, vol.11, pp. 5-11.

Vandendriessche J.B., Vandorpe B.F., Vaeyens R., Malina R.M., Lefevre J., Lenoir M., Philippaerts R.M. Variation in sport participation, fitness and motor coordination with socioeconomic status among Flemish children. Pediatric Exercise Science, 2012, vol.24(1), pp. 113-128.

McVeigh J.A., Norris S.A. Wet T. The relationship between socio-economic status and physical activity patterns in South African children. Acta Paediatrica, 2004, vol.93(7), pp. 982-988.

Sallis J.F., Alcaraz J.E., McKenzie T.L., Melbourne F.H., Kolody B., Nader P.R. Parental Behavior in Relation to Physical Activity and Fitness in 9-Year-Old Children. Archives of Pediatrics & Adolescent Medicine, 1992, vol.146(11), pp. 1383-1388.

Morrissey J.L., Wenthe P.J., Letuchy E.M., Levy S.M., Jan, K.F. Specific Types of Family Support and Adolescent Non-School Physical Activity Levels. Pediatric exercise science, 2012, vol.24(3), pp. 333-346.

Wolański N. Biological Traits of Spouses Socio-Cultural and Economic Context in the Urban and Rural Environments. Stud Hum Ecol, 1992, vol.10, pp. 323-334.

Linenger J.M., Chesson C.V., Nice D.S. Physical fitness gains following simple environmental change. Journal of Preventive Medicine, 1991, vol.7, pp. 298-310.

Chiodera, P., Volta, E., Gobbi, G., Milioli, M. A., Mirandola, P., Bonetti, A., Delsignore, R., Bernascomi, S., Anedda, A., Vitale, M. Specifically designed physical exercise programs improve children’s motor abilities. Scandinavian Journal of Medicine & Science in Sports, 2008, vol.18, pp. 179-187.

Kuepper-Nybelen J., Lamerz A., Bruning N., Hebebrand J., Herpertz-Dahlmann B., Brenner H. Major differences in prevalence of overweight according to nationality in preschool children living in Germany determinants and public health implications. Archives of Disease in Childhood, 2005, vol.90, pp. 359-363.

Garrett K. Sources of hope in chronic illness. Health Sociology Review, 2001, vol.10(2), pp. 99-107.

Malthus Th. An essay on the principle of population, Oxford Press, 1798.

Pilicz S. Measurement of general physical fitness [Pomiar Ogólnej Sprawności Fizycznej]. Studia & Monografie, Warsaw, AWF Press, 1997, vol.65, pp. 100-105.

Krombholz H. The motor and cognitive development of overweight preschool children. Early Years, 2012, vol.32(1), pp. 61-70.

Stodden D. F., Goodway J.D., Langendorfer S. J., Roberton M. A., Rudisill M. E., Garcia C., Garcia L. E. A developmental perspective on the role of motor skill competence in physical activity An emergent relationship. QUEST, 2008, vol.60(2), pp. 290-306.

Rowlands A. V. Eston R. G., Ingledew D. K. Relationship between activity levels, aerobic fitness, and body fat in 8- to 10-yr-old children. Journal of Applied Physiology, 1999, vol.86, pp. 1428-1435.

Wolański N., Tomonari K., Januszko L., Liocheva V., Chung S., Tsushima S. Comparative study on socio-economic and biological properties of families from Bulgaria, Japan, South Korea and Poland. Stud Hum Ecol, 1991, vol.9, pp. 151-166.

Chiolero A., Paradis G., Madeleine G., Hanley J. A., Paccaud F., Bovet P. Discordant secular trends in elevated blood pressure and obesity in children and adolescents in a rapidly developing country. Circulation, 2009, vol.119(4), pp. 558-565.

Prista A., Marques A. T., Maia J.A.R. Relationship Between Physical Activity, Socioeconomic Status, and Physical Fitness of 8 – 15-Year-Old Youth From Mozambique. American Journal of Human Biology, 1997, vol.9, pp. 449-457.

Podstawski R. The level of strength abilities of the first year students of the University of Warmia & Mazury in Olsztyn in 2005/2006. Motor activity people in different ages [Aktywność Ruchowa Ludzi w Różnym Wieku], 2009, vol.13, pp. 434-445.

Scully D., Clarke J. Gender issues in sport participation. In Kremer J., Trew K., Ogle S., eds. Young People’s Involvement in Sport. London, United Kingdom Routledge; 1997, pp. 25-26.

Fisher A., Reilly J., Kelly L., Montgomery C., Williamson A., Paton J.Y., Gran, S. Fundamental movement skills and habitual physical activity in young children. Medicine & Science in Sports & Exercise, 2005, vol.37, pp. 684-688.

Stochern M.S., Gordon S.T. Prevention of obesity in young children a critical challenge for medical professionals. Clinical Pediatrics, 2003, vol.42, pp. 101-111.

Okely A., Booth M., Patterson J. Relationship of physical activity to fundamental movement skill among adolescents. Medicine & science in sports & exercise, 2001, vol.33, pp. 1899-1904.

Krombholz H. Physical performance in relation to age, sex, social class and sports activities in kindergarten and elementary school. Perceptual motor skills, 1997, vol.84, pp. 1168-1170.

Vandendriessche J.B., Vandorpe B.F., Vaeyens R., Malina R.M., Lefevre J., Lenoir M., Philippaerts R.M. Variation in sport participation, fitness and motor coordination with socioeconomic status among Flemish children. Pediatric exercise science, 2012, vol.24(1), pp. 113-128.

Astrand P.O., Rodahl K., Dahl H.A., Strömme S.B. Textbook of work Physiology. Physiological Bases of Exercise. Fourth Edition. Ill, Human Kinetics, 2003, 200 p.

Podstawski R., Kasietczuk B., Boraczyński T., Boraczyński M., Choszcz D. Relationship Between BMI and Endurance-strength abilities Assessed by the 3 Minute Burpee Test. International Journal of Sports Science, 2013, vol.3(1), pp. 28-35.

страницы 96-102
номер 3
год 2014
doi: 10.6084/m9.figshare.938188
Название журнала Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта
статья PDF, полный текст
журнал HTML, содержание номера
Библиография Подставки ..,  Борыславски ..,  Каймович ..,  Влияние социально-экономического статуса на уровень двигательных способностей детей младшего школьного возраста - исчезновение различий в экономически слабо развитых территориях // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2014. - № 3. - С. 96-102. doi:10.6084/m9.figshare.938188
License Это статья Открытого Доступа распространяется под терминами Creative Commons Attribution License , которая разрешает неограниченное использование, распространение и копирование любыми средствами, обеспечивающими должное цитирование этой оригинальной статьи.