СТРЕССОВЫЕ СИТУАЦИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ - ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Авторы Романовска-Толлочко Анна.
anna.romanowska-tolloczko@awf.wroc.pl
Университетская Школа Физического воспитания во Вроцлаве
Падеревсиего 35, 51-612, Вроцлав, Польша
http://orcid.org/000-0003-2236-7519

Аннотация Цель : определить, какие составляющие труда учителя являются основными источниками стресса. Также - в какой степени учебные проблемы с учениками ведут к возникновению состояния стресса и какова их частота и интенсивность. Материал : в исследовании приняли участие 180 учителей из общеобразовательных школ, среди которых были отобраны две группы: учителя физической культуры ( 74 человека ) и преподаватели других предметов ( 106 человек ). Причиной такого разделения была необходимость определения группы учителей, отличающихся спецификой преподавания предметов, спецификой завершения изучения и определения типичных для них направлений препятствий. Исследование было проведено методом диагностического зондирования помощью опросника. Результаты . Профессия учителя является профессией, которая определяется как психологически тяжелая, в связи с наличием многочисленных стрессовых ситуациях. Не на всех одинаково влияют указанные факторы - часть учителей имеет хороший функциональное состояние и другая часть учителей в результате частого и длительного стресса несет серьезные психосоматические последствия. Способность справляться с трудными ситуациями в значительной степени обусловлена индивидуальной предрасположенностью личности, ее устойчивостью к стрессу, способом оценки ситуации и соответствующей реакцией на нее. Выводы : способность или неумение учителя действовать в соответствии с образовательной ситуации может иметь решающее значение при принятии верных решений и тем самым изменять частоту стрессовых ситуаций. Отсутствие навыков в межличностных отношениях приводит к не способности учителя решать проблемные ситуации с учениками. Такая неэффективность деятельности учителя и его беспомощность увеличивает интенсивность стресса.
Ключевые слова учитель; стресс; тяжелые ситуации; умение; воспитания;
Ссылки Tucholska S. Teachre’s professional burnout. Psychological analysis of the phenomenon and its personal predispositions, Lublin, 2009, pp. 92-95.

Fontana D. Psychology for teachers, Poznań 1998, p. 329.

Konarzewski K. The art of teaching, School, Warszawa, 2002, pp.148-179.

Matczak A. Questionnaire of social competence. Textbook, Warszawa 2001, p.12.

Grzegorzewska M.K. Stress in teacher’s profession. Specificity, predispositions, consequences, Kraków, 2006, pp. 54-56.

Sęk H. Teachers’ professional burnout. Social and subjective predispositions, In: Brzeziński J., Witkowski L. (ed.by), Education towards the social change, Poznań-Toruń. 1994, pp.72-98.

Tucholska S. The risk of burnout in teacher’s profession, Psychology at school [Psychologia w Szkole]. 2004, vol 2, pp. 95-108.

Gaida W. Mental weariness in the context of professional burnuot, Zielona Góra. 1998, 167 p.

Romanowska A., Golbik E. Professional competences in the perception of teachers of schools of different levels, In: Ogrodnik J., Przybyła E., Sas-Nowosielski K. (ed.by), Teacher in demanding times, Katowice, 2011, pp.197-217.

Kretschmann R. Stress in teacher’s profession, Gdańsk, 2003, pp. 28-30.

Bąk K. & Co. Man and psychology, Bielsko-Biała, 2005, 183 p.

Goleman D. Emotional intelligence, Poznań, 1999, 34 p.

Romanowska-Tołłoczko A., Miedzińska. B. Pedagogical and psychological pre-service teacher training in different types of higher education institutions, [Pedagogics, Psychology, Medical-Biological Problems of Physical Training and Sports], 2012, vol.6, pp.119-123.

Daszkowska J., Upbringing: inseparable component of education of future teachers, Society and Family [Społeczeństwo i Rodzina]. 2012, vol.31, pp. 92-101.

Malory I. About educational helplessness – from theory and teachers’ practical experiences, Everyday Education [Wychowanie na co dzień], 2012, vol.4-5, pp. 15-20.

Speck O. To be a teacher, Gdańsk, 2005, 303 p.

страницы 72-75
номер 2
год 2014
doi: 10.6084/m9.figshare.923518
Название журнала Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта
статья PDF, полный текст
журнал HTML, содержание номера
Библиография Романовска-Толлочко ..,  Стрессовые ситуации в работе учителей - причины и последствия // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2014. - № 2. - С. 72-75. doi:10.6084/m9.figshare.923518
License Это статья Открытого Доступа распространяется под терминами Creative Commons Attribution License , которая разрешает неограниченное использование, распространение и копирование любыми средствами, обеспечивающими должное цитирование этой оригинальной статьи.