ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЛИЯНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НА СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ

Авторы Смирнова Юлия Владимировна
yul197252@ya.ru
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
наб. Реки Мойки, 48, Санкт-Петербург, 191186, Россия
http://orcid.org/0000-0002-8360-383X

Сайкина Елена Гавриловна
safidance@ya.ru
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
наб. Реки Мойки, 48, Санкт-Петербург, 191186, Россия
http://orcid.org/0000-0003-2995-7845

Аннотация Цель : обоснование необходимости улучшения психического состояния первоклассников и возможность достижения данной цели на уроке физической культуры за счёт грамотного использования музыкального сопровождения физических упражнений. Материал : В эксперименте приняли участие экспериментальная, контрольная и фоновая группы (всего 55 учеников первого класса). Результаты : утверждается, что музыкальное сопровождение оказывает регулирующее воздействие на психическое и физиологическое состояние человека. Отмечается, что сочетанное воздействие физических упражнений и музыки на организм и психику ребёнка снижает уровень общей тревожности в школе. Также уменьшает страх в значимой ситуации проверки знаний. Установлено, что влияние занятий физическими упражнениями без использования музыки и с различными вариантами использования музыкального сопровождения в уроке на решение проблемы межличностных отношений ученика и учителя не имеет существенной разницы. Выводы : в результате педагогического эксперимента определён существенный положительный результат, подтверждающий эффективность применения технологии регулирования процесса занятий физическими упражнениями посредством музыкального сопровождения для снижения большинства показателей школьной тревожности.
Ключевые слова урок физической культуры; музыкальное сопровождение; технология; регулирование; первоклассники; школьная тревожность;
Ссылки Алвин Дж., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом / пер. с англ. Ю. В. Князькиной. М.: Теревинф, 2004. 208 с.

Брусиловский Л.С. Музыкотерапия: Руководство по психотерапии / под ред. В.Е. Рожнова. М., 1985. 204 с.

Герриг Р., Зимбардо Ф. Психология и жизнь. СПб., 2004. – 120 c.

Дубровин Д.А. Методологические подходы к психофизиологическому обоснованию возможностей коррекции эмоциональных расстройств динамическим полем звуковых волн в режиме сверх медленных физиологических процессов //Физиология человека. 1994. №4. С. 29.

Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2-е изд. СПб.: Питер, 2011. 783 с.

Коджаспиров Ю.Г. Психолого-педагогические основы оптимизации физкультурно-спортивных занятий средствами функциональной музыки: дис.. д-ра пед. наук. М., 1994. 455 с.

Лях В.И., Мейксон Г.Б. Программа «Физическое воспитание учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей». М., 1993. 42 с.

Методики диагностики и измерения психических состояний личности /автор-сост. А.О. Прохоров. М.: Персэ, 2004. 176 с.

Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: теория и практика: учеб. пособ., М.: Владос, 2000. 176 с.

Рудестам К. Групповая психотерапия. 2-е междунар. изд. М., СПб., Н. Новгород, Воронеж, Ростов н/Дону, Екатеринбург, Самара, Новосибирск, Киев, Харьков, Минск: Питер, 2006. 376 с.

Самсонова Г.О. Эффективность методов музыкальной терапии в программах восстановительной коррекции практически здоровых студентов с выявленными психофизиологическими отклонениями: дис. д-ра психол. наук. М., 2011. 343 с.

Сеченов И.М. Избранные произведения: В 2-х томах / редакция и послесловие Х.С. Коштоянц. М.: Изд-во АН СССР, 1952 – 1956.Т.2. 942 с.

Филиппов С.С., Жгутова В.В. Муниципальная система физической культуры школьников: организационно-педагогические условия формирования: монография. М.: Советский спорт, 2005. 184 с.

Хромов А.Б. Позитивные эмоциональные состояния младших школьников в ситуациях дифференцированного обучения. Дисс.канд.психол.наук, Курган, 2005. – 235 с.

Elizabeth A., Gray L. The body remembers: Dance (movement therapy with an adult survivor of touture // American Journal of Dance therapy. 2001. Vol. 23 № 1. P. 53 – 62.

Hughes, J., Daaboul Y., Fino, J., Shaw, G. The Mozart effect on epileptiform activity // Clin Electroencephalogr, 2007. №29 (3). P. 109 – 119.

Karkou V., Sanderson P. Dance movement in the UK: a field emerging from dance education in European Physical Education Review. 2001. - Vol. 7 (2).Р. 137 – 155.

Nilsson U. The effect of music intervention in stress response to cardiac surgery in a randomized clinical trial // Heart & Lung: The Journal of Acute and Critical Care. 2009. -Vol. 38. Issue 3, - P. 201-207.

Sutoo D., Akiyama К. Music improves dopaminergic neurotransmission: demonstration based on the effect of music on blood pressure regulation // Brain Research. 2004.Vol. 1016. Issue 2. P. 255 – 262.

Patel A.D. Experimental Evidence for Synchronization to a Musical Beat in a Nonhuman Animal // Current Biology. 2009. - Vol. 19. Issue 10. P. 827 - 830.

страницы 57-63
номер 1
год 2014
doi: 10.6084/m9.figshare.894392
Название журнала Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта
статья PDF, полный текст
журнал HTML, содержание номера
Библиография Смирнова Ю.В.,  Сайкина Е.Г.,  ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЛИЯНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НА СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2014. - № 1. - С. 57-63. doi:10.6084/m9.figshare.894392
License Это статья Открытого Доступа распространяется под терминами Creative Commons Attribution License , которая разрешает неограниченное использование, распространение и копирование любыми средствами, обеспечивающими должное цитирование этой оригинальной статьи.