|
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЛИЯНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НА СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ
|
Авторы |
Смирнова Юлия Владимировна
yul197252@ya.ru
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
наб. Реки Мойки, 48, Санкт-Петербург, 191186, Россия
http://orcid.org/0000-0002-8360-383X
Сайкина Елена Гавриловна
safidance@ya.ru
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
наб. Реки Мойки, 48, Санкт-Петербург, 191186, Россия
http://orcid.org/0000-0003-2995-7845
|
Аннотация |
Цель : обоснование необходимости улучшения психического состояния первоклассников и возможность достижения данной цели на уроке физической культуры за счёт грамотного использования музыкального сопровождения физических упражнений. Материал : В эксперименте приняли участие экспериментальная, контрольная и фоновая группы (всего 55 учеников первого класса). Результаты : утверждается, что музыкальное сопровождение оказывает регулирующее воздействие на психическое и физиологическое состояние человека. Отмечается, что сочетанное воздействие физических упражнений и музыки на организм и психику ребёнка снижает уровень общей тревожности в школе. Также уменьшает страх в значимой ситуации проверки знаний. Установлено, что влияние занятий физическими упражнениями без использования музыки и с различными вариантами использования музыкального сопровождения в уроке на решение проблемы межличностных отношений ученика и учителя не имеет существенной разницы. Выводы : в результате педагогического эксперимента определён существенный положительный результат, подтверждающий эффективность применения технологии регулирования процесса занятий физическими упражнениями посредством музыкального сопровождения для снижения большинства показателей школьной тревожности.
|
Ключевые слова |
урок физической культуры; музыкальное сопровождение; технология; регулирование; первоклассники; школьная тревожность;
|
Ссылки |
Алвин Дж., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом / пер. с англ. Ю. В. Князькиной. М.: Теревинф, 2004. 208 с.
Брусиловский Л.С. Музыкотерапия: Руководство по психотерапии / под ред. В.Е. Рожнова. М., 1985. 204 с.
Герриг Р., Зимбардо Ф. Психология и жизнь. СПб., 2004. – 120 c.
Дубровин Д.А. Методологические подходы к психофизиологическому обоснованию возможностей коррекции эмоциональных расстройств динамическим полем звуковых волн в режиме сверх медленных физиологических процессов //Физиология человека. 1994. №4. С. 29.
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2-е изд. СПб.: Питер, 2011. 783 с.
Коджаспиров Ю.Г. Психолого-педагогические основы оптимизации физкультурно-спортивных занятий средствами функциональной музыки: дис.. д-ра пед. наук. М., 1994. 455 с.
Лях В.И., Мейксон Г.Б. Программа «Физическое воспитание учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей». М., 1993. 42 с.
Методики диагностики и измерения психических состояний личности /автор-сост. А.О. Прохоров. М.: Персэ, 2004. 176 с.
Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: теория и практика: учеб. пособ., М.: Владос, 2000. 176 с.
Рудестам К. Групповая психотерапия. 2-е междунар. изд. М., СПб., Н. Новгород, Воронеж, Ростов н/Дону, Екатеринбург, Самара, Новосибирск, Киев, Харьков, Минск: Питер, 2006. 376 с.
Самсонова Г.О. Эффективность методов музыкальной терапии в программах восстановительной коррекции практически здоровых студентов с выявленными психофизиологическими отклонениями: дис. д-ра психол. наук. М., 2011. 343 с.
Сеченов И.М. Избранные произведения: В 2-х томах / редакция и послесловие Х.С. Коштоянц. М.: Изд-во АН СССР, 1952 – 1956.Т.2. 942 с.
Филиппов С.С., Жгутова В.В. Муниципальная система физической культуры школьников: организационно-педагогические условия формирования: монография. М.: Советский спорт, 2005. 184 с.
Хромов А.Б. Позитивные эмоциональные состояния младших школьников в ситуациях дифференцированного обучения. Дисс.канд.психол.наук, Курган, 2005. – 235 с.
Elizabeth A., Gray L. The body remembers: Dance (movement therapy with an adult survivor of touture // American Journal of Dance therapy. 2001. Vol. 23 № 1. P. 53 – 62.
Hughes, J., Daaboul Y., Fino, J., Shaw, G. The Mozart effect on epileptiform activity // Clin Electroencephalogr, 2007. №29 (3). P. 109 – 119.
Karkou V., Sanderson P. Dance movement in the UK: a field emerging from dance education in European Physical Education Review. 2001. - Vol. 7 (2).Р. 137 – 155.
Nilsson U. The effect of music intervention in stress response to cardiac surgery in a randomized clinical trial // Heart & Lung: The Journal of Acute and Critical Care. 2009. -Vol. 38. Issue 3, - P. 201-207.
Sutoo D., Akiyama К. Music improves dopaminergic neurotransmission: demonstration based on the effect of music on blood pressure regulation // Brain Research. 2004.Vol. 1016. Issue 2. P. 255 – 262.
Patel A.D. Experimental Evidence for Synchronization to a Musical Beat in a Nonhuman Animal // Current Biology. 2009. - Vol. 19. Issue 10. P. 827 - 830.
|
страницы |
57-63
|
номер |
1
|
год |
2014
|
doi: |
10.6084/m9.figshare.894392
|
Название журнала |
Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта
|
статья |
PDF, полный текст
|
журнал |
HTML, содержание номера
|
Библиография |
Смирнова Ю.В.,
Сайкина Е.Г.,
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЛИЯНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НА СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2014. - № 1. - С. 57-63. doi:10.6084/m9.figshare.894392
|
License |
Это статья Открытого Доступа распространяется под терминами Creative Commons Attribution License
, которая разрешает неограниченное использование, распространение и копирование любыми средствами, обеспечивающими должное цитирование этой оригинальной статьи.
|