СВОЙСТВА КРАТКОВРЕМЕННОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ УЧЕНИКОВ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Авторы Меньших Елена Эмануиловна
intolen@mail.ru
Черкасский национальный университет
бульвар Шевченко 81, г. Черкассы, 18031, Украина

Аннотация Цель. Представленные результаты свойств кратковременной зрительной памяти с разным уровнем физического развития. Материал и методы В исследовании участвовали 405 ребят и девушек Черкасской общеобразовательной школы № 11 в возрасте от 13 до 16 лет. Изучения кратковременной зрительной памяти проводили с использованием таблиц с 10 символами (двусмысленные числа и геометрические фигуры). Показатель объема памяти был тем выше, чем больше было отображено информации. Измеряли длину и массу тела, регистрировали кардиореспираторные показатели – ЧСС в покое и после 20 приседаний, жизненную емкость легких, задержку дыхания на вдохе и выдохе. Коэффициент физического развития рассчитывали по формуле с учетом фактических и средне популяционных показателей. Результаты. Установлено, что объем кратковременной зрительной памяти, у ребят и девушек старшего школьного возраста не зависит от уровня их физического развития. Невзирая на то, что сохраняется тенденция к высшим показателям объема памяти в группах лиц с высоким уровнем физического развития, сравнительно с их одногодками со средним и низким уровнем, достоверных отличий между средними значениями в большей части не выявлено. Не выявлено достоверных отличий между значениями исследуемой когнитивной функции в группах по половым признакам. Выводы. Закономерность роста объема памяти с возрастом в этом периоде онтогенеза сохранилась, что полностью совпадает с данными, представленными в научных трудах ученых.
Ключевые слова зрительная; память; физическое; развитие; школьники;
Ссылки Давидова О. М. Вікова динаміка формування психофізіологічних функцій і їх зв’язок з властивостями основних нервових процесів в учнів старшого шкільного віку / О. М. Давидова, В. М. Києнко // Матеріали симпозіуму. Особливості формування та становлення психофізіологічних функцій в онтогенезі. – Київ-Черкаси, 1999. – С. – 29.

Коновалов В. Ф. Кожно-гальваническая реакция как электрографический коррелят процессов запоминания и узнавания разных видов вербальной информации мальчиками и девочками / В. Ф. Коновалов, И. С. Сериков // Физиология человека. – 1985. – Т. 11, № 3. – С. 421–429.

Лебедев А. Н. О зависимости объема памяти от размера алфавита стимулов / А. Н. Лебедев, Н. А. Скопинцева, Л.П. Бычкова, Н.Б. Руманова // Психологический журнал. – 2003. – Т. 24, №3. – С. 80 – 93.

Лизогуб В. С. Онтогенез психофізіологічних функцій людини: Автореф. дис. д-ра біол. наук: 03.00.13 – фізіологія людини й тварин / В. С. Лизогуб; Київськ.держ. ун-тет. – К., 2001. – 29 с.

Макаренко М. В. Вікова динаміка формування функції пам'яті та її зв'язок з властивостями основних нервових процесів у учнів старшого шкільного віку / М. В. Макаренко, В. С. Лизогуб, О. М. Давидова, І. І. Мацейко // Фізіол. журн. – 1997. – Т. 43, № 5-6. – С. 76–83.

Макаренко М. В. Психофізіологічні функції у людей з різним рівнем функціональної рухливості основних нервових процесів / М. В. Макаренко // Матеріали 11 наук. конф. “Індивідуальні психофізіологічні властивості людини та професійна діяльність”. – Київ-Черкаси, 1997. – С. 81.

Пат. № 43246 Україна, МКІ А61В5/00. Спосіб донозологічної діагностики у дітей препубертатного віку / Г. В. Коробейніков, Л. Г. Коробейнікова, Л. М. Козак (Україна). – Заявл. 26.04.2001; Опубл. 15.11.2001, Бюл. № 10. – 3 с.

Психологічна енциклопедія / Автор-упорядник О.М. Степанов – К. : "Академвидав", 2006. – 424 с.

Wojnar J., Makarenko N., Nawarecki D., Menshyh E., Petrenko Yu., Pustovalov V. Physical development and individual-typological property peculiarities of the schoolchildren’s nervous system // Annales Lublin Universitatis Mariae Curie-Sklodowska. Sectio D, Medicina. – 2005. – Vol. Lx, Suppl. XVI, №6. - P. 281-286.

Wojnar J., Makarenko N., Lyzogub W., Menshyh E., Petrenko Yu., Pustovalov V. Sense-motor reactivity and physical development of schoolchildren // Annales Lublin Universitatis Mariae Curie-Sklodowska. Sectio D, Medicina. – 2006. – Vol. Lx, Suppl. XVI, №8. - P. 325-331.

Bohn A., Van Aken H., Lukas R.P., Weber T., Breckwoldt J. Schoolchildren as lifesavers in Europe – Training in cardiopulmonary resuscitation for children. Best Practice & Research Clinical Anaesthesiology. 2013, vol.27(3), pp. 387–396. doi:10.1016/j.bpa.2013.07.002.

Fitzpatrick C., Pagani L.S. Toddler working memory skills predict kindergarten school readiness. Intelligence. 2012, vol.40(2), pp. 205–212. doi:10.1016/j.intell.2011.11.007.

Friso-van den Bos I., van der Ven S.H.G., Kroesbergen E.H., van Luit J.E.H. Working memory and mathematics in primary school children: A meta-analysis. Educational Research Review. 2013, vol.10, pp. 29–44. doi:10.1016/j.edurev.2013.05.003.

Seabra A., Mendonça D., Maia J. Gender, weight status and socioeconomic differences in psychosocial correlates of physical activity in schoolchildren. Journal of Science and Medicine in Sport. 2013, vol.16(4), pp. 320–326. doi:10.1016/j.jsams.2012.07.008.

Sozler S. The Effect of Memory Strategy Training on Vocabulary Development of Austrian Secondary School Students. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2012, vol.46, pp. 1348–1352. doi:10.1016/j.sbspro.2012.05.300.

страницы 42-46
номер 12
год 2013
doi: 10.6084/m9.figshare.880616
Название журнала Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта
статья PDF, полный текст
журнал HTML, содержание номера
Библиография Меньших Е.Э.,  Свойства кратковременной зрительной памяти учеников старшего школьного возраста с разным уровнем физического развития // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2013. - № 12. - С. 42-46. doi:10.6084/m9.figshare.880616
License Это статья Открытого Доступа распространяется под терминами Creative Commons Attribution License , которая разрешает неограниченное использование, распространение и копирование любыми средствами, обеспечивающими должное цитирование этой оригинальной статьи.